Накануне ужасно холодной гибридной войны

В контексте нынешнего европейского энергетического кризиса наиболее популярным является нарратив, согласно которому за рекордно высокие цены на энергоносители и нехватку газа в Европе несёт ответственность исключительно Россия, и который обвиняет Кремль в использовании российских энергоресурсов в качестве давления, как оружие, и утверждает, что, удерживая природный газ с рынка, Россия фактически хочет ускорить процесс авторизации проекта трубопровода Северный поток 2.

Не отбрасывая полностью вышеприведённое упрощенное описание ситуации, для ясности к добавлю, что стоит рассматривать ещё и те основные события, после которых Москва начала жаждать крови и предприняла суровые шаги в вопросах, связанных с экспортом энергоносителей.

1) Летом 2021 года США окончательно одобрили спорный проект NS2 после соглашения с Германией. То есть, помимо деловой сделки по оси США — Германия — Россия была заключена политическая сделка, которая сопровождалась протестом Украины.

2) Брюссель решил помешать окончательному утверждению проекта трубопровода СП-2.

3) Европейский комитет начал консультации по амбициозному пакету политики „Европейский зелёный курс”, который полностью изменит европейское энергопотребление и европейскую экономику, которая до сих пор в значительной степени основывалась на российском газе.

4) США продолжали вооружать украинскую армию, несмотря на протесты России.

Всегда следует иметь в виду, что пока под Брюсселем всегда подразумевается бюрократический центр ЕС, а Вашингтон всегда эквивалентен колыбелю принятия решений согласно рыночным отношеням, им противостоит путинской России, в которой трактовку вышеупомянутой проблематики ошибочно представить как чисто экономическую, политическую или энергетическую проблему — мышление Путина намного тонче и комплекснее этого.

Кремль поднимает этот вопрос до уровня геополитической игры, разыгрываемой на шахматной доске, характеризующейся доминированием России. И в такой игре, в которую Москва играет не только ради самой игры, но, помимо прочего, и в контексте Украины, разрешается использовать большое разнообразие инструментов, и волшебное выражение гибридная война появляется снова.

Из набора инструментов творческих идей в Кремле на этот раз вмешательство в экспорт энергоносителей было извлечено в качестве эффективного метода, чтобы вывести западных лиц, принимающих решения, из равновесия.

Резкий рост цен на энергоносители в сочетании с задержкой Газпрома с заполнением европейских хранилищ, а также снижением объёмов транспортировки превращает правительства уязвимыми, но в разной степени. Значительное повышение цен на топливо и продукты питания, особенно если такое явление сопровождается неадекватным обращением к ситуации, скоро может привести к антиправительственным протестам. Некоторые правительства пришли к решению замораживать динамично повышающиеся цены на топливо, другие — выплатить компенсации домашним потребителям.

С наиболее сложной ситуацией приходится сталкиваться тем странам, которые только что начали либерализацию своих энергетических рынков, чтобы соответствовать ожиданиям Запада (таким как Украина, но также и Румыния), и в то же время их энергетический сектор характеризуется широко распространённой коррупцией. Выяснилось, что люди в этих странах пострадали больше всего — нетрудно понять, что быстрорастущие цены несовместимы с бюджетами украинских домохозяйств, и Киев теперь не только не может рассчитывать на западную „благотворительность” (то есть на какую-либо компенсацию), но не может ожидать даже моральной поддержки Запада в этом вопросе. Короче, Украина осталась одна.

Россия занимает доминирующее положение в отношениях с большинством своих европейских клиентов. Но Европе не хочется оказаться в зимней стуже без газа, и если ей придётся выбирать, кому без проблем перезимовать, Европе или Украине, Брюссель и государства-члены и так и иначе назват Украину.

К этому европейскому „состраданию” мы должны добавить, что такая газовая гибридная война может некоторое время раздражать ЕС, но она не может его дестабилизировать (добавив, что Москва в этом и не заинтересована). Чего может добиться Москва в такой „замораживающей игре”, это убедить европейских клиентов спасти самих себя и закрыть глаза на дестабилизацию ещё более уязвимой Украины.

Фактически, Венгрия недавно сделала то же самое, подписав долгосрочный газовый контракт с российским энергетическим гигантом Газпромом. Согласно условиям долгосрочного соглашения о поставках, Венгрия больше не получает природный газ от украинского транзита, но вместо этого Россия будет поставлять топливо в Венгрию со стороны Сербии и Австрии. Этим шагом Будапешт также лишил Киев реверсных поставок газа с Запада, которые предоставлялись Украине с 2015 года.

Между тем, Украина не сделала ни шага к примирению с Будапештом в своём многолетнем споре и продолжает отказываться от прямых закупок российского газа. В таком поведении украинского руководства нет ни следа ответственности перед гражданами. Как Киев сможет обеспечить потребности домохозяйств в газе по цене, которая уже сформирована либерализованными рыночными условиями, а также соответствует стеснённым финансовым условиям наиболее пострадавших пенсионеров? И давайте добавим тот факт, что с 1 января 2022 г. тарифы на транспортировку газа вырастут в четыре раза, в самой бедной стране Европы, с населением более 41 миллиона человек, которые буквально могут быть заморожены в зимние минусы. Минимальная пенсия в Украине с 2022 года составит 3000 гривен (евро 100!). Немецкий пенсионер тратит больше этой суммы на стрижку в месяц.

ЕС занят собственными внутренними проблемами и обеспокоен обеспечением стабильного отопления зимой. Одно дело на словах солидализироваться с активистами оппозиции, преследуемыми автократическими режимами, но совсем другой вопрос действительно помочь Украине выйти из этого затруднения, рискуя поставками российского газа в Европу, то есть безопасностью собственных граждан. Учитывая, что это дискреционное решение, такая перспектива совершенно немыслима — аналогично абсурду, когда Путин стабилизирует поставки газа в Европу одним своим волшебным словом. Тем не менее, это точно так произошло, и сразу стало ясно, что в мире Путина гибридная холодная война за Украину действительно может вестись в мороз жгучий.


Posted

in

by

Tags:

Comments

0 responses to “Накануне ужасно холодной гибридной войны”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *