Перспективы вступления Украины в ЕС в свете войны с Россией

Наблюдая за обращениями президента Украины к европейским учреждениям, лидерам и парламентам стран ЕС, мне всё копошится в голове вопрос: есть ли у Украины реальная возможность для вступления в ЕС или это всего лишь эффективный инструмент, другим словом элемент коммуникациии в руках Зеленского, служащий поддержанию патриотического духа украинцев, и завлекающий надеждой на светлое будущее?

Что касается вступления Украины в ЕС, хотя ЕС больше раз сказала, что у Украины есть шансы на членство в Евросоюзе, это нереально в ближайшее время. (То же самое касается НАТО.) Перспективы евроатлантической интеграции всегда служили односторонним инструментом, используемым украинскими политиками (президентами и лидерами политических партий) исключительно по внутриполитическим соображениям. Но люди верят в предвыборные послания — так работают избирательные кампании!

То, что сегодня делает президент Украины, и я имею в виду его повседневные обращения к украинцам и членам ЕС, нельзя назвать “избирательной кампанией” в традиционном смысле, всё-таки, на мой взгляд, всё это является самой масштабной политической кампанией, которая была проведена в истории незалезжной Украины, с самыми притягательными лозунгами членства в ЕС в ближайшее время.

Очевидно, что членство в ЕС никогда не было реальным вариантом для Киева, но это, по крайней мере, немного изменилось с войной. Во всяком случае, дело членства Украины в ЕС как реальная возможность, которая должна произойти в ближайшее время, для меня, всё ещё хромает на обе ноги. Я сразу должна признать, что моя оценка резко противоречит тому, что недавно говорил Зеленский. Он считает, что Киев выйдет из войны победителем, и “будет новая история”.

Прежде всего, я хотела бы отметить, что послания Зеленского типа “будет новая история” и “будет новая мечта” на самом деле не отличаются от любых предыдущих обещаний его предшественников о будущем благополучии и процветании и т.д. Но возникает вопрос: каким образом и на какие средства начнётся новая и более счастливая жизнь в пострадавшей от войны и разрушенной стране?

В то же время, обратная сторона медали выглядит так: действительно хочет ли Евросоюз предоставить полноправное членство огромной, но пострадавшей от войны и разрушенной стране, вовлечённой в военный конфликт с Россией и имеющей “временно оккупированные территории” на своих границах?

Нидерланды уже выразили протест против вступления Украины в ЕС, и я уверена, что, если дело дойдёт до голосования, найдётся ещё несколько стран, которые наложат вето на ускоренный приём Украины в европейскую семью. На данный момент я колебаюсь назвать Германию, ведь позиции Германии мне действительно не совсем ясны. При голосовании типа за или против, Берлин может присоединиться к сторонникам “против”, одновременно предложив Украине миллиарды евро на восстановление, подобно к другим странам-чистам вкладчикам ЕС. Нельзя не упомянуть в основном противную позицию Австрии, чей главный дипломат недавно подчеркнул, что Австрия поддерживает интенсификацию отношений между ЕС и Украиной, кроме полноправного членства. Вместо членства Вена предложила бы Украине экономическую помощь, главным образом вовлечением страны в европейское экономическое пространство.

С другой стороны, у вступления Украины в ЕС, очевидно, есть и мощный сторонник в Восточной Европе, а именно Польша, новоявленный, но преданный покровитель Киева. Я говорю “новоявленный”, потому что несколько лет назад в польско-украинских отношениях доминировали совсем другие истории, характеризовавшиеся большой напряжённостью, напр., по поводу инцидента в городе Луцк (на западе Украины), где здание генерального консульства Польши было атаковано гранатой, выпущенной из гранатомета, захованного в проезжавшую мимо машину… Однако с тех пор много, что изменилось, и когда сегодня речь идёт о том, что Польща поддерживает членсто Украины в ЕС, то нельзя игнорировать тот факт, что Варшава играет в команде, и принесёт с собой ещё и страны Балтии…

Хотя я лично заинтересована в вопросе Украины (и в основном я поддерживаю углубления сотрудничества между ЕС и Украиной), я стараюсь оценивать ситуацию непредвзято. Интуитивно я так думаю, что ЕС как семья, у которой есть свой собственный хорошо запланированный бюджет и где царит внутренний мир, на самом деле не желает принимать нового и крайного проблемного члена семьи.

Я считаю, что то, что мы видим сейчас, это просто непродолжительная любовь Брюсселя к героическому Зеленскому, но такая любовь в основном вызвана сожалением и намерением иметь спокойную совесть, что всегда было очень важно в Европе.

Действительно хотят ли брюссельские бюрократы прижать к своим грудям, помимо страдающих украинцев, и олигархов Украины…? Я очень сомневаюсь в этом.

*

Ещё пару слов касательно возможности вступления Украины в Евросоюз

В этот раз, как я опять выбрала темой аналитики возможность вступления Украины в Евросоюз, я хотела бы сразу отметить, что я убеждена, что Зеленский не случайно выбрал девизом своей “кампании” вопрос присоедение к ЕС, как на международной арене, так и в Украине. Он прекрасно понимает привлекательность и потенциал этого обещания и ему хорошо помнится атмосфера конца 2013-начала 2014 года, возникшая по поводу того, что Янукович отказался подписать статьи Соглашения об ассоциации.

Насчёт Евросоюза не забыть о том, что ЕС начал переговоры с Украиной ещё в 2007 году, то есть пятнадцать (!) лет назад. Главным достижением этого длительного процесса можно назвать либерализацию визового режима — она бесспорно оказалась большим успехом, от которого украинцы получили значительные выгоды.

Анализируя отдельные компоненты Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, помимо вышеупомянутой либерализации визового режима, синхронизация украинской электросети с европейскими сетями в 2022 году также приветствуется, так же, как поставки вакцин от COVID-19, предоставленные Украине за последние два года. Все перечисленные элементы сотрудничества являются предметными и действительно способствовали улучшению жизни украинцев. Я абсолютно уверена, что украинцы ценят такую осязательную помощь.

Европейские лидеры должны учитывать один определённый аспект, а именно то, что украинцам не нужны будущие обещания. Что им нужно, это предметная, конкретная и немедленная гуманитарная помощь и доступные средства на восстановление — это служит будущему Украины, а не пустые обещания кое-какой голубой мечты.

Я считаю, что ЕС должен продолжать оказывать финансовую помощь Украине — это необходимость и своего рода моральное обязательство. Говоря о санкциях, введённых Евросоюзом против России, некоторые западных экспертов также сомневаются в их эффективности, потому что эти не влияют на решения Путина. Кроме того, санкции приносят страдания не только российской элите, а и простым людям в России. Я полагаю, что вместо дебатов об очередном пакете санкций против РФ, каждое государство-член должно предоставить убежище украинцам, бежащим от войны — я считаю, именно это является основной задачей и обязанностью ЕС, и это есть самая большая помощь, которая может быть оказана.

На мой взгляд, гуманитарная помощь может спасти Украину, а не несбывшиеся обещания членства в ЕС. Если ЕС особенно акцентировал бы финансовую и гуманитарную помощь, украинцы со временем смогут вернуться к нормальной жизни, а после этого они могут вернуться и к вопросу членства в ЕС, если они всё ещё этого хотят.

Как говорят, правда — дочь времени. В этом случае Европа также может примириться со своей совестью и рассмотреть вопросы партнёрства с Украиной в мирное время. Потому что независимо от того, кто мы и где живём, в первую очередь нам всем нужен мир.


Posted

in

by

Tags:

Comments

0 responses to “Перспективы вступления Украины в ЕС в свете войны с Россией”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *