Дилемма финансирования восстановления и реконструкции Украины

Как российская военная машина, по-видимому, теряет свой динамизм, всё больше и больше украинцев, бежавших от войны и отправившихся в западную Украину или зарубежные страны в поисках убежища, возвращаются домой. Я не могу не связать это с тем, что всё больше и больше спекуляций появляются о состоянии здоровья Владимира Путина. Т.н. “коллективный Запад” твёрдо заступается за Украину с самого первого дня войны, как в политическом, так и в финансовом плане, а в отношении России тот же блок введёт жёсткие санкции.

Что касается послевоенного восстановления Украины, западная поддержка является ключевым вопросом, несмотря на то, что военные действия ещё не закончились, и невозможно предсказать, когда мир вернётся в страну. Вопрос восстановления тесно связан с возможным вступлением Украины в ЕС, которое, не случайно, кажется самой важной целью президента Зеленского.

Некоторые эксперты оценивают стоимость послевоенного восстановления Украины от 200 до 500 миллиардов евро. Но кто может точно сказать, во сколько обойдётся восстановление разрушенной войной страны? В апреле Всемирный банк оценил физический ущерб, нанесённый инфраструктуре одной, в 60 миллиардов евро…

Итак, суть дела не только в том, сколько будет стоить восстановление, но важно и то, кто будет его финансировать, кто предоставит кредиты, и какое влияние будет сосредоточиваться в руках кредитора над Украиной?

Что касается последнего вопроса, следует отметить, что в войне в основном была разрушена военная инфраструктура Украины, а восстановление военной инфраструктуры является приоритетом в ходе возрождения обороны страны — это явное требование суверенной державы, с которым связаны важнейшие национальные интересы, зато это есть и актуальным вопросом национальной безопасности. Строительство или реконструкция военной инфраструктуры, как правило, не передаётся иностранным инвесторам. На этот раз всё будет по-другому в Украине? Будет ли Россия в позиции сказать своё слово насчёт этого вопроса, и если да, как оно будет звучать?

Но давайте отложим на минутку в сторону пресложные проблемы финансирования восстановления военной инфраструктуры Украины, и посмотрим, из каких источников финансирование восстановления гражданской инфраструктуры может быть обеспечено.

Исходя из того, что долгосрочный бюджет Евросоюза на период 2021–2027 гг. был принят задолго до войны, решение может быть трудным. Хотя у европейского блока есть бюджет по разным программам, чтобы финансировать чрезвычайные расходы, рамочные цифры в значительной мере отличаются от сумм, которые потребовались бы для восстановления целой страны из руин и подъёма разбитой экономики. Тем не менее, я полагаю, страны-члены без долгих рассуждений проголосуют за предоставление гигантской финансовой помощи Украине. Европейская комиссия уже приступила к разработке плана послевоенного восстановления Украины. Я такого мнения, что вопрос в действительности звучит так: предоставляя такую гигантскую помощь, действительно хочет ли Брюссель окончательно и бесповоротно втянуть в свою орбиту Украину, которая вряд ли станет страной-донором в ЕС, но которая со своём населением в 40 миллионов человек считается очень многолюдной, добавляя, что об этих людей должна заботиться Европа, где рынок труда скоро переполнится рабочим народом Украины…

В том случае, если восстановление Украины не может быть полностью профинансировано из общего бюджета, всё ещё можно надеться на взносы отдельных государств-членов. Однако, после того, как страны-члены Евросоюза, ради Украины, добровольно решили расстаться с российскими энергоресурсами, что привело к значительному увеличению расходов, было бы совершенно неразумно ожидать от них ещё и обеспечения финансирования будущего восстановления Украины. Европейские государства, безусловно, уже взяли на себя огромные обязательства по поводу помощи Украине на международных конференциях доноров.

В США, вероятно, планируется скоро выступить в качестве “благодетелей” Украины, ведь это может им принести огромную пользу — такие огромные инвестиции не только стимулируют собственную экономику, но Вашингтон может и достичь безграничного политического влияния. После утверждения 60 млрд. долларов помощи, Сенат США одобрил новый пакет помощи Украине в стоимости 40 млрд. долларов.

Я уверена, что помимо Соединённых Штатов, или даже вместе со Штатами, Польша также скоро выступит вперёд и предложит свою помощь в качестве талантливого градостроителя, инспирированного теми же самыми экономическими и внешнеполитическими лейтмотивами и целями.

Некоторые западные политические деятели и ряд аналитиков также считают, что перевод замороженных валютных резервов Российского центрального банка и денег олигархов в Украину будет способствовать финансированию восстановления Украины. Сумма российских резервов, замороженные в США и ЕС составляет ок. 300 миллиардов долларов. К этому хочу добавить только то, что не забудьте, пожалуйста, что российские олигархи, точно так же, как и украинские, украли свои деньги у своей страны и у своего народа, и именно эти украденные деньги были помещены на зарубежных счетах. По-вашему, было бы этично восстанавливать Украину на эти деньги? Не надо было бы сначала попросить украинских олигархов о возможном добровольном финансовом вкладе?

Идея европейской финансовой помощи Украине уже не раз формулировалась. Ни Брюссель, ни США не против такого плана. Пусть это будет европейская или американская инициатива, уместно вспомнить, что реальной целью первоначальной помощи Маршалла, предоставленной Соединёнными Штатами разрушенным второй мировой войной западноевропейским странам в период с 1948 по 1952 год, было усиление своего влияния на Европу, и уже не так однозначно, было бы выгодно для Украины принять такую помощь от Брюсселя. Вопрос заключается в том, будет ли у Киева какой-нибудь другой выбор?


Posted

in

by

Tags:

Comments

0 responses to “Дилемма финансирования восстановления и реконструкции Украины”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *