Перспективы нацменьшинств в свете статуса кандидата Украины на вступление в ЕС — Долгий и туманный путь

Реформа законодательства о нацменьшинствах была определена как одно из важнейших требований, Украине придётся выполнить для того, чтобы сохранить предоставленный ей статус кандидата. По различным оценкам, это требование записали специально для успокоения Венгрии, чтобы она, недовольная украинской политикой в сторону нацменьшинств не блокировала процедуру предоставления Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз, чтобы как можно скорее принять решение, на которое Брюссель мог послаться как единогласная европейская позиция. (Позвольте мне напомнить, что это самое единство оказалось в центре внимания в ходе утверждения последних пакетов санкций, до такой степени, что ЕС был готов назвать исключения, для достижения этой цели.)

Факт, что Украина обязана уважать правам нацменьшинств, действительно достойный похвалы, но просто замечательно, что когда речь идёт о нацменьшинствах, ЕС высказывает озабоченность нацменьшинством численностью ок. 130 тыс. (довоенная цифра, показывающая численность людей венгерского происхождения в Украине), причём ни слов не теряет тому вопросу, как можно было бы улучшать условия жизни тех нескольких миллионов коренных русских, которые живут в Украине. Совершенно ясно, что в свете войны этот вопрос может оказаться неразрешимым, но если ЕС даже не потребует от Киева, чтобы он гарантировал прав русскому сообществу, это явно сигнализирует о наступлении мрачной эпохи в Украине. Если основные этнические права не будут гарантированы наибольшему нацменьшинству Украины, то на какие перспективы могут надеяться другие этнические группы, численность которых намного меньшее? С позиции меньшинства я задаю вопрос: на какие права и защиту поляки, венгры, румыны, болгары и т.д. могут претендовать в новых реалиях послевоенной Украины?

За последние месяцы в Украине было запрещено несколько российских телеканалов, кроме того, в список санкционированных “товаров” была поставлена русская музыка в целом. Понимаете, что там происходит? Честно говоря, такие меры мне совсем не понятны. Согласно ли это со статусом кандидата и совместимо с основополагающими принципами ЕС…? Отбить голову статуи знаменитого украинского поэта Тараса Шевченка в рамках т.н. спецоперации в Украине, повредить польские мемориалы, или облить памятник национальному поэту венгров Петёфи красной краской — какая разница? (Подобные инциденты нередко бывали в областях довоенной Украины, населённых польскими и венгерскими этичными группами — это Львовщина и Закарпатье.) Каждый вышеуказанный поступок является крайне радикальным, и направлен на уничтожение самой субстанции этих народов, а именно их культурной идентичности и культурных основ.

Я уверена, что в конечном счёте, статус кандидата Украины на вступление в ЕС, не окажет значительного влияния на позицию Украины в отношении прав нацменьшинств и возможностей действий во внешней и внутренней политике вообще, включая процесс всеобщей демократизации. Взять, например Турцию, которая получила статус кандидата ещё в 1999 году. Внёс ли этот факт какие-либо изменения в архитектуру государства или на палитру антидемократичных инструментов, использованных турецкими властями? Мне это как-то не верится.

Именно так, мне кажется, что Украина тоже не имеет реального шанса на демократизацию, которая могла бы обеспечить соответствующие условия для закрепления прав нацменьшинств. Я считала бы обнадёживающим прогрессом, если Украина, в рамках структурных реформ, была бы готова к модификации в системе т.н. коренных народов, но на такое развитие событий я не вижу ни малейшего шанса. (По чисто политическим причинам, крымские татары и поляки считаются коренными в Украине, пока русские и венгры, также по политическим соображениям, нет.)

Когда Киев увидит, что кроме коренных украинцев, Украина составляется из немаловажных и ценных общин нацменьшинств, и он будет готов обязаться к гармонизации соответствующих законов с европейскими нормами и стандартами, обширные системные реформы будут прямо необходимы, начиная с поправок в существующие законы, в том числе об образовании, о государственном языке, о гражданстве и т.д.

Но на данный момент мы должны иметь в виду, что Украина находится в состоянии войны, поэтому необходимость долгосрочного урегулирования этнических прав, по всей вероятности, долгое время не будет оказаться важнейшей задачей перед властями. Как раз, наоборот, Киев смотрит на нарушение прав нацменьшинств в качестве политического инструмента, до тех пор, пока оно гарантирует, как минимум, однодневный успех, о чём свидетельствует сумасшедший и недальновидный шаг запрещения русской музыки в Украине.

Когда Евросоюз осознаёт, что под предлогом решения вопроса нацменьшинств, включая их защиты, Киев делает такие шаги, Брюссель должен предупредить Киев о том, что такие поступки никуда не приведут, и в отсутствии настоящих реформ Украина может потерять статус в ЕС.


Posted

in

by

Tags:

Comments

0 responses to “Перспективы нацменьшинств в свете статуса кандидата Украины на вступление в ЕС — Долгий и туманный путь”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *