Столкновение коммуникационных стратегий

Не проявляя абсолютно никакого намерения прекратить бесконечные дни войны в Украине, президент России Владимир Путин, возможно, намерен нормализовать военное время для русского народа, — заявил известный русский историк летом 2022 года.

На основе этой позиции понятно, что Россия выжидает и тянет время. За исключением некоторых стран, Европа устала от войны. Такая перемена общественного настроения повсюду заметна — энтузиазм медленно, но верно сменяется своего рода апатией, что, очевидно, благоприятно для России. Время служит интересам России: если у Москвы будет достаточно времени, она сможет достичь своих коммуникационных целей, которые поддерживают военные операции в гораздо большей степени, чем можете себе представить.

Для достижения своих целей, Россия сегодня делает акцент на разжигании розни между Украиной и её сторонниками. Одним из наиболее очевидных проявлений такого намерения стал скандальный пост Дмитрия Медведева в Facebook в июле. В этой публикации российский политик поделился своим мнением о будущем Украины. К посту он приложил карту, показывающую Украину как разделенное государство — некоторые территории отойдут к России, другие к Польше, Румынии и Венгрии. Что можно сказать по этому поводу? Разделение Украины может быть заветной мечтой некоторых польских, румынских и венгерских экстремистских групп, но упомянутые государства — члены Европейского Союза, очевидно, не захотят вступать в войну с Украиной за свои исторические земли. Этим скандальным постом в Facebook Медведев и российская пропагандистская машина намеревались сообщить как российским избирателям, так и Киеву, что не только Россия стучится в дверь, но есть и другие страны, которые ожидают своего выдела. С помощью таких посланий Кремль стремится реализовать свою важную цель коммуникации: дистанцировать Украину от своих партнёров.

Кроме вопросов, касающихся территориальной целостности Украины, Россия использует ещё одну тему для вбивания клин между государствами-членами ЕС, а именно энергетическое оружие. В этой игре Москва может настроить одно государство-член против другого или одно государство-член против всего европейского сообщества. У России есть по крайней мере ещё один месяц, чтобы сыграть в эту игру на уровне слов, то есть использовать энергию в качестве коммуникационного оружия — пока это представляет небольшой риск для ЕС. Но Евросоюз должен учитывать, что с наступлением первых минусов российское коммуникационное оружие может быть активировано, и превращено в действительное энергетическое оружие, что уже будет опасной авантюрой для нескольких европейских правительств.

К приведённым выше мыслям следует добавить одно дополнительное предложение. В то время как российская пропаганда использует различные коммуникационные стратегии, большинство из которых основаны на шантаже, внушении и устрашении, у президента России Владимира Путина есть своя коммуникационная панель, которую постоянно повторяют СМИ, а именно, что “ситуация в мире динамично меняется, и формируются контуры многополярного мироустройства”.

После перечисления некоторых основных элементов российской коммуникации давайте посмотрим, какие сообщения Европа (Запад) посылает России и своему собственному сообществу.

Запад всё повторяет, что Украина сможет выиграть войну и Европа может жить без российской нефти и газа. (Надеюсь, что вам ясно: этот последний вопрос является не более чем оборонительная позиция — ЕС не может сделать ничего другого, кроме как сказать именно это, принимая во внимание, что Европа ещё никогда не испытывала жизнь без российских энергоресурсов…

Помимо критики, следует подчеркнуть, что к лету 2022 года в сфере коммуникации западные государства, похоже, уравновесят свой многолетнее отставание от российской пропаганды. Запад сумел идентифицировать, а затем успешно атаковать больные места России.

Среди многочисленных западных мер стоит упомянуть удаление определённых российских пропагандистских контентов с видеохостинга «Ютюб», что грозит крайним сужением коммуникационных платформ, доступных и необходимых для Кремля.

Перемещение (или демонтаж и уничтожение) памятников советского военно-мемориального наследия тоже можно назвать уязвимым местом для России. Со снесением памятников советской эпохи европейские страны нападают на 80-летнюю российскую коммуникационную панель о легендарной и победоносной Красной Армии — символе победы над фашистской Германией и освободителе Европы. Демонтаж или снесение советских памятников означает, что слава России увядает, Москва теряет свою силу — вот почему я считаю, что это та самая западная мера, которая вызывает Россию бороться с напряжением всех сил. В ответ на снос советского военного мемориала российская хакерская группа Killnet в августе предприняла масштабную кибератаку на Эстонию. Та же хакерская группа взяла на себя ответственность за массовые кибератаки в Литве в июне месяце, вскоре после перемещения советского памятника.

Нельзя не сознаться, что ограничения на поездки для обычных российских граждан также являются очень эффективным методом внушить миру, что Москва неспособна выступать против них (т.е. “Россия слаба”). (Должно заметить, что многие страны используют этот вопрос только как инструмент коммуникации, но совсем не планируют вводить такие ограничения.)

И пока Путин говорит о контурах многополярного мироустройства, президент США Джо Байден и вся его администрация пытаются сделать всё возможное для утверждения однополярного мироустройства, о чём наглядно свидетельствует пример Тайвана.

Как видно, в наши дни, как в России, так на Западе всё основывается на коммуникационных стратегиях. Выше я привела несколько примеров, из которых видно, что большинство коммуникационных стратегий направлены против чего-то, а не в качестве поддержки какой-либо более важной цели. Время от времени обе стороны предлагают и различные дезинформации, и неизбежно, что иногда мы теряемся в провокациях (такие как апокалиптические прогнозы относительно Запорожской АЭС или нехватки зерна в мире). В таких случаях всегда должно иметь в виду, что обе стороны придают разные оттенки одной и той же теме, потому что они используют эти вопросы в коммуникационных и пропагандистских целях для достижения своих собственных целей.

Ещё несвоевременно предсказать, чем закончится война в Украине, но совершенно ясно, что как Россия, так и Запад разрабатывают новые стратегии и тактики, открывают новые платформы, но помимо современных методов и каналов также используют старые апробированные методы коммуникации для достижения победы. И впервые в истории исход войны может зависеть от того, насколько эффективно можно влиять на общественное настроение в соцсетях, на сайтах видеохостинга и других платформах электронного мира.


Posted

in

by

Tags:

Comments

0 responses to “Столкновение коммуникационных стратегий”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *